ВАЗ-2101 ПРИЗНАН АНГЛИЧАНАМИ ГЛАВНЫМ АВТОМОБИЛЕМ РУССКИХ - ЗСД СПб
Платная трасса ЗСД
Гид для водителей Санкт-Петербурга

ВАЗ-2101 ПРИЗНАН АНГЛИЧАНАМИ ГЛАВНЫМ АВТОМОБИЛЕМ РУССКИХ

Старейший английский автомобильный журнал Autocar выбрал 15 моделей автомобилей – национальных героев XX века для стран, имеющих собственную автомобильную промышленность (среди 200 стран, имеющихся на планете).

Главным критерием отбора было наибольшее влияние данного автомобиля на общество. В ряде случаев это оказалось равно наибольшему международному успеху, а в иных стало символом поворотной точки перехода автопрома на качественно новый уровень. Но чаще всего это были перемены в обществе самих стран-производителей.

От России в сей рейтинг попал ВАЗ-2101, что, в общем-то, справедливо. Вот что пишут про него англичане: за пределами России (и бывшего СССР – авт.) данный автомобиль был более известен как Lada 1200, который стал родоначальником целой серии моделей, самой совершенной из которых стала Lada Riva (она же LADA 1600SL или ВАЗ-2107 – авт.). Все они были основаны на платформе Fiat 124 образца 1966 года, хотя и в сильно модифицированном для советского/российского рынка виде, и производились до 2012 года у себя на родине, а также собирались из CKD-комплектов украинскими ЗАЗом и ЛуАЗом, а также в Египте, где модель LADA 2107 выпускали до 2014 года.

Когда Lada 1200 появилась в начале 1970-х годов на Западе, она рассматривалась как интересная диковинка, но позже стала своего рода символом отсталости соцлагеря в целом и СССР в частности, поскольку не могла угнаться за прогрессом остальной автоиндустрии. Впрочем, моральная устарелость классических моделей бренда LADA полностью игнорировалась многими автомобилистами Великобритании (и не только), поскольку им просто была нужна дешевая и прочная машина и при этом их не заботило, что о них думают окружающие.

Авт. – надо отметить, что англичане явно недооценили значение ВАЗ-2101 «Жигули» именно для СССР, включая и его крах как идеологической системы, так как именно массовая автомобилизация страны, начатая этим автомобилем, привела к появлению массового теневого рынка сервиса и запчастей, а также укоренению частнособственнических настроений в широких массах населения, заменив ему в реальности лозунги о построении коммунизма. Объем производства ВАЗ-2101 за 12 лет (1970–1982 гг.) составил 2,702 млн, ну а всех классических ВАЗ-ов – 16,4 млн из которых ВАЗ-2101 и модификаций (ВАЗ-21011, ВАЗ-21013 и проч. – 4,35 млн).

В числе прочих национальных автогероев значатся:

От Австралии – Holden Commodor Coupe третьего поколения. Holden Commodor вероятно, не рассматривается как cамый значительный автомобиль Австралии самими австралийцами, но мы считаем, что он заслуживает места в данном рейтинге из-за своей международной популярности, намного превосходившей все прочие модели Holden (а равно и австралийского Ford-а – авт.).

Автомобиль продавался в Великобритании как Vauxhall Monaro, а в США как Pontiac GTO (на фото). Последний GTO был выпущен через несколько недель после производства последней машины с бейджиком Holden в 2006 году.

Авт. – автомобилей австралийского производства, хоть под брендом Holden, хоть под брендом Ford в самой Австралии больше не производят по причине полной нерентабельности (себестоимость автомобилей здесь оказалась вдвое выше, чем в Японии и втрое, чем в Юго-Восточной Азии). Так, что выбор данной модели в качестве нацгероя Австралии объясняется единственно ее экспортным успехом (и то относительным).
От Великобритании – Mini. Совершенно независимо от своих гениальных технических решений, Mini достиг в 1960-х феноменальной репутации в четырех ролях: как икона поп-культуры, как автомобиль знаменитостей (вспомним, хотя бы, что культовый комический герой Роуэна Аткинсона – Мистер Бин рассекал по Лондону именно на Mini авт.), как грозный конкурент на гоночных трассах от местного до международного уровня (победитель ралли Монте-Карло в 1966 году – авт.) и как совершенно разумный выбор для небогатых людей, которые хотели небольшой, но удивительно вместительный автомобиль для повседневной езды.

Ни одна другая британская модель, и, возможно, ни одна другая модель в мире, не смогла объединить в себе все четыре таких ипостаси. Выдающийся технически, когда он был запущен в 1959 году (первая массовая переднеприводная модель с поперечным двигателем с коробкой передач в блоке – авт.), он в конечном итоге казался технически сырым (подвеска не резиновых подушках и почти горизонтальный руль – авт.), но оставался достаточно популярным, оставаясь в производстве до 2000 года. Общий тираж Mini за 1959–2000 гг. достиг 5,39 млн.

От Германии – Volkswagen Beetle. Спродюссированный Адольфом Гитлером и спасенный от послевоенного забвения британской оккупационной администрацией, оригинальный Volkswagen Beetle, т.е. «Жук» (прозванный так во всем мире, но никогда официально так не называвшийся, а именовавшийся от 1200-й до 1600-й модели), некоторое время был оплотом автомобильной промышленности Западной Германии, иконой движения хиппи в США, а также дешевым, надежным и весьма популярным автомобилем почти на всех рынках, где продавался.

Суммарное производство «Жука» превысило таковое у «Форд Т» в 1972 году и в конечном итоге превысило 20 миллионов (21 млн 444 тыс. 464 – авт.). Без этой модели сегодня бы не было империи Volkswagen Group, включающей кроме самого бренда Volkswagen, бренды Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Skoda и Seat.

Авт. – значение «Фольксвагена Жука» для послевоенного «немецкого экономического чуда» неоспоримо, но эта же морально устаревшая заднемоторная модель, заложником успеха которой стала компания Volkswagen AG, едва не утянула ее на дно банкротства в 1974-м, когда после первого нефтяного кризиса спрос на слишком прожорливую (до 12 л/100 км) малолитражку резко обвалился на всех рынках, включая, прежде всего, немецкий. Общий тираж за 65 лет производства «Фольксвагена Жука» (с 1938-го по 2003-й) составил 21,53 млн.

От Испании – SEAT 600, который, по сути, был лишь лицензионным заднемоторным FIAT 600, и был испанским не более чем тарелка спагетти. И все же в каком-то смысле он был, пожалуй, самый важным автомобилем, который когда-либо производился или будет произведен в Испании. «Шестисотый» (носивший местные прозвища Seiscientos, Ombligo, Pelotilla, Seílla и Seíta – авт.) был достаточно дешевым и доступным для большинства испанцев, что и предопределило его популярность (в какой-то момент очередь на его покупку достигала двух лет), создавшую 10 000 новых рабочих мест на заводе по его производству в Барселоне. Считается, что именно эта модель отчасти ответственна за экономический бум известный как «испанское чудо», начавшийся в конце 1950-х и, выведший франкистскую Испанию из экономической изоляции и нищеты.

Авт. – собственно тоже можно сказать и про Югославию (СФРЮ), где предприятие Црвена Застава («Красное знамя») выпускало лицензионный Fiat 600D с 1956-го по 1985-й (с модернизациями). Эта модель была известна на Балканах как «Фича» и разошлась в количестве более 920 тыс., против почти 800 тыс. испанского Seat 600 (1957–1973 гг.) и 2,7 млн итальянских FIAT 600, плюс еще свыше 300 тыс. 600-ток произвели в Аргентине и 172 тыс. на NSU-Fiat в ФРГ. В какой-то мере к этому семейству можно причислить и первый советский микроавтомобиль «Запорожец» ЗАЗ-965, чей дизайн был весьма близок к FIAT 600.

От Италии – FIAT Nuova 500 («новый 500-й») заменил предыдущую модель FIAT 500 (1936–1949–1957 гг.) по прозвищу «Тополино» («мышонок») в 1957 году. Крошечный, тихоходный и почти такой же простой как предшественник, он оказался именно тем, что хотели итальянцы с низкими доходами. За 18 лет производства было продано почти четыре миллиона этих малышей (причем больше всего в последнее десятилетие производства), не считая лицензионных копий, выпускавшихся фирмами Neckar, Steyr-Puch и прочими.

Италия знаменита легендарными суперкарами, но разве кто-нибудь из них внушал столько любви, сколько Nuova 500? Его общепризнанный уникальный стиль, несомненно, был, по крайней мере, частью его успеха, и был очень эффектно реинкарнирован в гораздо более крупной и совершенно иной технически (переднеприводной, а не заднемоторной как оригинал) модели 500 запущенный компанией Fiat в 2007 году.

От Китая – Qoros 3. Китайские производители приобрели на Западе производителей крайне небезопасных или ворованных у иностранных конкурентов конструкций автомобилей, а в некоторых случаях объединявших и то, и другое. На этом фоне седан Qoros 3 очень эффективно противостоял этим воззрениям. Во-первых, это был привлекательный автомобиль, не представлявший собой копию еще какой-либо модели. Что еще более важно, это был первый китайский автомобиль, когда-либо получивший «пять звезд» в краш-тесте от Euro NCAP. Более того, Euro NCAP заявил, что именно Qoros 3 оказался самым безопасным из всех автомобилей, которые тестировала организация в течение 2013 года.

Авт. – хотя Qoros 3 и позиционировали как китайский автомобиль мирового уровня, его продажи в самом Китае оказались не слишком успешными, ну а за пределами КНР, он вообще, интереса не вызвал. Нынешний же китайский автопром пытается завоевать мировой рынок через электромобили.

От Нидерландов – DAF 600. Голландcкая автомобильная промышленность была почти полностью основана на производстве автомобилей, разработанных в других странах. Однако фирма DAF – очень успешный производитель грузовиков (существующая в данной ипостаси и поныне – авт.), с 1958 года и до 1975 года выпускала легковые автомобили с одной крайне необычной особенностью конструкции.

Все они, начиная с ранней модели DAF 600 (на фото) до последней DAF 66, когда легковое производство у DAF-а выкупила компания Volvo AB (модель DAF 77 пошла на рынок уже как Volvo 343 – авт.), комплектовались ранним поколением неслыханной бесступенчатой коробка передач, т.е. вариатора (CVT). Ни один другой автопроизводитель не посмел использовать тогда вариатор, который теперь в более сложных вариантах все же стал популярным.
Устройство легковушек DAF благодаря вариаторам приводилось в 1960-80-х во всех справочниках по устройству автомобиля, но в реальности именно эта удобная, но ненадежная и недолговечная трансмиссия стала ахиллесовой пятой марки (а позже и 300-й серии Volvo).

От Румынии – Dacia Sandero. Когда завод в Питешти начал собирать в 1968 году по французской лицензии заднемоторные микролитражки Renault 8s не было никаких признаков того, что марка Dacia когда-нибудь станет хорошо известна далеко за пределами социалистической Румынии. Теперь полностью принадлежащая Renault Groupe дочерняя компания Dacia стала крупным международным игроком, демонстрируя почти что единолично, что в современном мире все еще есть место дешевым, простым по конструкции автомобилям.

Несмотря на успех проекта кроссовера Duster, хэтчбек Sandero в настоящее время выступает самой популярной моделью Dacia. По мнению отраслевого аналитического агентства JATO Dynamics именно эта модель была 7-м самым продаваемым автомобилем в Европе в 2019 году (более 224 тыс.), и ей не хватило всего 235 ед. до 5-го места!

Авт.  – вот тут с уважаемыми английскими коллегами не соглашусь – Румыния (хоть и при тоталитарном режиме «гения Карпат» диктатора Николае Чаушеску) встала на колеса с моделью Dacia 1300 – лицензионной копией французского переднеприводного седана Renault R12, выпускавшейся с модернизациями до 2004 года. Всего за три с половиной десятилетия было произведено почти 2 миллиона таких машин, правда, никогда не отличавшихся качеством сборки и комплектующих, хотя бы на уровне советских «Жигулей».

От США – Ford Model T. Дело в том, что Ford Model Т был назван «Автомобилем XX века» в 1999 году, что было просто неизбежно. Забудьте о тонкостях массового производства на движущейся сборочной линии, а также об оригинальном управлении, которое может сбить с толку любого, кто попытается управлять старым автомобилем Ford (в довоенной Польше водителям Ford T даже давали отдельные права как сейчас водителям машин с «автоматами» – авт.).

Главное значение Ford Model T именно в том, что этот автомобиль пересадил на колеса всю Америку (включая самых бедных фермеров и отвез из детей в школу), а позже стал и первым автомобилем во многих странах мира. К маю 1927 года по разным оценкам было построено более 15 миллионов автомобилей (15 007 003 ед.), что по-прежнему считается одним из самых высоких показателей за всю историю автомобилестроения. «Жестянка Лиззи» была первой в мире сверхмассовой и глобальной модель, и поэтому остается самым важным, когда-либо и кем-либо произведенным автомобилем.
Авт. – заслуги Ford Model T и перед автопромом, и перед мировой цивилизацией неоспоримы, но в самих США во второй половине XX века не меньшим героем считают купе Ford Mustang, произведший на рынке бум и создавший сегмент маскл-каров.

Ну, а по моему мнению главной американской моделью кроме Ford T стал «джип» – армейский внедорожник Willys MB, в создании и производстве которого участвовали также фирмы Bantam и Ford. Именно эта модель задала послевоенный вектор развития внедорожников, в наши дни развившийся в бум сегмента SUV.

От Франции – Citroën 2CV («де шво»). «Де шво» (в переводе «две лошади» – по налоговой мощности мотора) с самого первого дня производства считался примитивным и странным на вид, но был очень популярен среди целевого рынка бедных послевоенных французских покупателей, которые не могли позволить себе ничего другого, а позже и среди людей, любивших эту культовую модель за эксцентричность.

Компания Citroën спроектировала сверхбюджетную микролитражку 2CV еще перед Второй мировой войной, а потом успешно спрятала два прототипа от немецких оккупантов, представ предсерийный автомобиль в 1948 году (на Парижском автосалоне, где стала антисенсацией из-за своего дизайна «гадкого утенка» – авт.), окончательно остановив его производство лишь в 1990 году. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны, например, микролитражки Renault R4 образца 1961 года (которую некоторые работники Citroën расценили как прямое вторжение на их территорию), именно 2CV остается одним из самых любимых автомобилей, когда-либо произведенных французским производителем, причем одним из самых долгоживущих.

Авт. – «Де шво», для нас интересен, прежде всего, своей специфической двухмоторной версией Sahara, впрочем, выпущенной слишком малым тиражом (694 экземпляра) на фоне, действительно массового 2CV (3,87 млн).

Кроме того, самым красивым автомобилем XX века был признан, дебютировавший в 1955 году Citroën DS, который до сих пор остается сиволом французского автопрома.

От Чехии – Skoda Favorit. Сам по себе не очень качественный автомобиль, именно Favorit стал важной вехой, которая указала бренду Skoda путь к восстановлению имиджа после десятилетий послевоенных финансовых трудностей. Кардинально отличаясь от заднемоторных моделей, которые он заменил, это был переднеприводный хэтчбек с дизайном разработки итальянского ателье Bertone.

Концерн Volkswagen Group приобрел контрольный пакет акций фирмы Skoda в 1991 году, после чего кардинально модернизированная с помощью инженеров VW модель Favorit, ставшая Felicia, по сути все же оставалась кардинально переработанным «Фаворитом» с более симпатичной внешностью и улучшенным оснащением. Но это было началом большого пути – сегодня некоторые «Шкоды» считаются лучше сделанными и ценными, чем модели бренда Volkswagen, на платформах которых они основаны.

Авт. – то, что заднемоторные «Шкоды», производившиеся в 1964–1990 годах скидываются англичанами со счетов понятно, но для самой Чехии (Чехословакии – ЧССР) именно они стали аналогами советских «Жигулей», хотя чехи с удовольствием покупали (те у кого была валюта) и немецких «Жуков».

От Швеции – Saab 92. После Второй мировой войны шведской авиастроительной компании Svenska Aeroplan AB (SAAB) пришлось диверсифицировать производство и научиться делать автомобили, когда она разработала свою первую модель Saab 92, но будучи искушенной в авиационной технике и аэродинамике, разработала достаточно обтекаемую и жесткую конструкцию. Оба этих качества были очевидны в SAAB 92, который был запущен в производство с декабря 1949 года, задолго до того, как эти вопросы стали считаться важными для всей мировой автомобильной промышленности.

Бренд SAAB Automobile AB был известен как новаторский с момента своего образования и до своей кончины (фактически в 2011 году – авт.), но, возможно, ни один другой автомобиль, который когда-либо производила шведская компания, не имел такой инновационной ценности как блестящий Saab 92.

Авт. – за 92-м последовал модернизированный 93-й, а за ним и 96-й, так что выпуск данной серии (обводы кузова оставались практически неизменными) продолжался до 1980 года! Первоначально под капотом у SAAB 92 стоял двухтактный 0.8-литровый 25-сильный мотор по лицензии DKW, который на SAAB 93 был заменен на 3-цилиндровый двухтактник, а в 1970-х на SAAB 96 – на V-образную «четверку» от Ford с жидкостным охлаждением.

И все же не меньшее, чем SAAB значение для мирового автопрома имели модели Volvo от P120 Amazon до 240-й серии, на которых были внедрен базовый пакет средств пассивной безопасности (ремни и проч.).

От Южной Кореи – Hyundai Pony первого поколения 1975 года (на самом деле 1973 года – авт.) с дизайном кузова типа хэтчбек итальянского маэстро Джуджаро и лицензионной механикой Mitsubishi (классической компоновки). Именно эта модель стала первым экспортным продуктом южнокорейского автопрома (продажи начались в Южной Америке, потом в Европе (в странах без своего национального автопрома – авт.) и в Канаде), который в конце концов пришел к своим нынешним высотам одного из ведущих игроков мирового автомобильного рынка.

От Японии – Toyota Corolla. По понятным причинам, компания Toyota Motor любит указывать, что Crorolla («Венчик») – это самое популярное название автомобиля в мире, а его суммарный тираж приближается к 50 миллионам. Это правда, но если вы возьмете любую модель этого названия за каждое десятилетие, начиная с 1960-х, то не найдете ни единой общей конструктивной детали, кроме шильдиков (да и те иного дизайна – авт.).

Тем не менее, Toyota Corolla чрезвычайно хороша в своем классе, причем, сейчас больше, чем когда-либо. Согласно достоверным источникам, Corolla была самой популярной моделью на планете и в 2019 году, и в первой половине 2020-го. Как явление, если и не всегда как собственно автомобиль, Corolla – это великая автомобильная иллюстрация истории послевоенного экономического успеха Японии.

Авт. – первые поколения Toyota Corolla (с 1966-го по 1983-й) были классической компоновки, а потом – переднеприводными и полноприводными. Компания практически каждые 4–5 лет полностью меняла дизайн кузова модели Corolla, так что претензии компании на «единую» историю данной модели – чистая условность. По этой логике, например, все советские и российские «Волги» от 21-й по 31105-ю тоже надо считать за единую модель (тем более, что компоновка у них не менялась).

P.S. Впрочем, сами авторы рейтинга не претендуют на правильность своей методологии. Так, что я не мог не выразить свое мнение о «нацгероях» от автопрома.
Кстати, почему-то англичанами не указана Польша, в которой народным героем стал «Малюх» – «Польский ФИАТ-126П» (Fiat 126P), который выпускали с 1972 года до 2000 года. Видимо его засчитали в итальянские модели, но тогда можно было бы зачесть и FSO Polonez.

Как вам статья?

 

Ваш комментарий будет первым

Оставить комментарий

Выш Mail не будет опубликован


Сайт не хранит и не обрабатывает никаких персональных данных

*